Памятник — Александровская колонна на Дворцовой площади (Санкт-Петербург)
Всемирно известный памятник — Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, является украшением Северной столицы России. Это — памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Адрес: г. Санкт-Петербург, в центре Дворцовой площади.
Автор проекта
Воздвигли Памятник-колонну в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана согласно Указу императора Николая I. В память о победе старшего брата императора — Александра I, над Наполеоном. Находится памятник ныне в ведении Государственного Эрмитажа.
Архитектурный стиль
Александровская колонна (также иногда называется Александрийский столп, по стихотворению Пушкина А.С. «Памятник») — памятник в стиле ампир.
Идея создания памятника
Идея создания памятника Александру I, увенчанного фигурой ангела принадлежит Фридриху Вильгельму IV. (Семейное прозвище Александра: «наш Ангел»). Вильгельм IV высказал её во время пребывания в Санкт-Петербурге. Подобную идею высказывал и знаменитый архитектор Карл Росси, возводивший здание Главного штаба. Завершая ансамбль Дворцовой площади, он также предлагал в центре площади расположить памятник. (Впрочем, он не отвергал идею установки ещё одной конной статуи Петру I).
Конкурс на создание монумента
Открытый конкурс на создание монумента официально объявили от имени императора Николая I в 1829 году. С характерной формулировкой в память о «незабвенном брате».
Первоначальный проект обелиска
Монферран откликнулся на этот конкурс. Он представил проект воздвижения грандиозного гранитного обелиска. Принимая во внимание размеры площади, Монферран не рассматривал варианты скульптурного монумента. Понимая, что, не имея колоссальных размеров, такой монумент просто потеряется в её ансамбле. Эскиз того проекта сохранился и находится в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Он не имеет даты, но, по мнению Никитина, проект относится к первой половине 1829 года. Монферран предлагал установить гранитный обелиск, подобный древнеегипетским обелискам, на гранитном цоколе. Общая высота монумента составляла 33,78 метров. Лицевую грань предполагалось украсить барельефами, изображающими события войны 1812 года. Проект предусматривал создание барельефов в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Толстого Ф.П.
Форма и некоторые элементы обелиска
На пьедестале архитектор расположил барельефы с изображением императора Александра I. Императора Монферран изобразил в виде римского воина на коне, попирающем ногами змею. Впереди всадника летит двуглавый орёл. За всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами. Коня ведут две символические женские фигуры. На пьедестале архитектор планировал выполнить надпись «Благословенному — благодарная Россия». Примечательно, что на эскизе проекта автор указал на одну из особенностей обелиска. По своей высотой обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты. Проект Монферран выполнил также «с большим мастерством». Однако идею указанного проекта обелиска всё-таки отвергли. Монферрану недвусмысленно указали на колонну, как на желаемую форму памятника.
Итоговый проект памятника в виде колонны
Второй проект, который впоследствии и реализовали, заключался в установке колонны. Высотой она превышала Вандомскую (воздвигнутую в Париже в честь побед Наполеона). В качестве источников для своего проекта Монферран использовал несколько других знаменитых памятников. А именно: колонны Траяна и Антонина в Риме, Помпея в Александрии, а также Вандомскую.
Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов. Его новая работа стала лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Монферран остановился на варианте колонны с гладким стержнем из гигантского полированного монолита из розового гранита. Высота колонны 25,6 метров. Нижний диаметр колонны 3,66 м, верхний — 3,19 м. Пьедестал и базу он скопировал почти без изменений с колонны Траяна.
Вместе с пьедесталом и венчающей скульптурой высота монумента составила 47,5 м. Он действительно выше всех существующих в мире монолитных колонн. В новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения утвердил император. И через несколько дней назначил Монферрана строителем колонны.
Сроки строительства колонны
Строительство колонны вели с 1829 по 1834 год. С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора» назначили графа Литта Ю.П. Именно эта комиссия отвечала и за установку Александровской колонны.
Подготовительные работы
Для гранитного монолита — основной части колонны, использовали скалу. Её наметил скульптор ранее, в предыдущие свои поездки в Финляндию. Добычу и предварительную обработку производили в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне. Находилась она в Выборгской губернии (современная деревня Пютерлахти (община Виролахти), Финляндия). Эти работы проводили по методу Суханова С.К. под руководством мастеров Колодкина С.В. и Яковлева В.А.
Окончательная масса главной части колонны составила 613 т. После отделения заготовки колонны, из этой же скалы вырубили камни для фундамента памятника. Вырубили также и большой камень под пьедестал колонны массой более 400 тонн. В Санкт-Петербург их доставили водным путём. Для перевозки задействовали барку особой конструкции. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К. А. Глазырин К.А. Для этого он сконструировал и построил специальный бот для доставки колонны, получивший имя «Святой Николай». Для выполнения погрузочных работ специально соорудили пристань и мол.
Перевозка и доставка колонны в Санкт-Петербург
Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже. Её буксировали два парохода. Из Кронштадта груз доставили к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Прибытие колонны и камней для фундамента состоялось 1 июля 1832 года. За все перечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын Яковлев В.А.
Подготовка фундамента колонны
С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начали подготовительные работы. Работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Производили их на месте под руководством Монферрана О. В декабре 1829 года на месте для колонны выкопали котлован под фундамент из гранитных блоков. Забили 1250 заостренных свай. После чего соорудили фундамент под памятник. В его центр заложили бронзовую шкатулку с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Подготовительные работы по сооружению фундамента закончили в октябре 1830 года.
Строительство пьедестала
После закладки фундамента, на него водрузили громадный четырёхсоттонный обтёсанный монолит, который служит основанием пьедестала. На основание водрузили последующие ступени пьедестала, которые состояли из камней значительно меньших размеров. Остальные части пьедестала (притёсанные гранитные блоки) установили на цоколь надёжно. Скрепили их особым раствором и дополнительно усилили стальными креплениями-скобами. Пьедестал был готов. К июлю 1832 года настало время приступить к выполнению самой сложной задачи. К установке колонны на пьедестал.
Установка колонны на пьедестал
Для установки колонны в декабре 1830 года сконструировали оригинальную и сложную подъёмную систему. Сделали её на базе разработок генерал-лейтенанта Бетанкура А.А. по установке колонн Исаакиевского собора. По окончании всех приготовлений назначили день торжественного подъёма. Подъём колонны на пьедестал состоялся 30 августа 1832 года — в день тезоименитства Александра I. Посмотреть на это событие собрались множество народа. Люди заняли не только всю площадь, но также окна и крышу здания Главного штаба. Всё пространство вокруг площади заняли зрители. На поднятие колонны приехал и государь с императорской семьёй. Для установки колонны потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих. В такой обстановке всего за 1 час 45 минут они успешно установили колонну на постамент. Народ громко закричал: «Ура!» Сам государь был очень доволен успешным окончанием дела.
Заключительный этап
После установки колонны приступили к выполнению завершающих работ. Закрепили на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, завершили окончательную обработку и полировку колонны. Модели для архитектурного декора капители, баз, гирлянд, профилей выполнили по проекту скульптора Балин. Колонну увенчали бронзовой капителью римско-дорического ордера. Колонну увенчали фигурой ангела с крестом, выполненной скульптором Орловским Б.И. с выразительной и понятной символикой. Высота скульптуры вместе с крестом составляет 6,4 м. Отделка и полировка памятника длилась два года.
Открытие памятника
Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года. Событие ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. И установка колонны на пьедестал, и открытие памятника состоялось в этот день. 30 августа — день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Это — главный день празднования святого Александра Невского. Александр Невский — небесный защитник города. Поэтому ангел, взирающий с вершины Александровской колонны, всегда воспринимался прежде всего, как защитник и страж. На церемонии открытия присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус. Здесь же в строю находилось стотысячное русское войско и представители русской армии. Событие сопровождало торжественное богослужение у подножия колонны. В нём принимали участие коленопреклонённые войска и сам император.
Затем на Дворцовой площади состоялся военный парад. В нём участвовали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года. Всего в параде принимало участие около ста тысяч человек. Для проведения парада по проекту О. Монферрана специально построили Жёлтый (ныне — Певческий) мост.
Краткое описание памятника
Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба. (В своё время её посвятили победе народа России в Отечественной войне 1812 года). Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности. Монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта. На гранях постамента барельефы: «Мудрость и Изобилие», «Победа и Слава», «Правосудие и Милосердие». Барельеф с изображением аллегорических крылатых женских фигур и табличкой. Текст на табличке: «АЛЕКСАНДРУ І-му БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ».
Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита. Колонна — третья по высоте из всех монументальных колонн. Третья — после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне. Александровская колонна выше Вандомской колонны в Париже. Она выше колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.
Колонна — самый высокий и тяжёлый монолит, когда-либо установленный в виде колонны или обелиска вертикально. Это — один из величайших перемещённых человеком монолитов. Пятый за всю историю, и второй — после Гром-камня — в Новое время).
Статус
Памятник – Александровская колонна на Дворцовой площади — объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения.
ФОТО – Памятник — Александровская колонна на Дворцовой площади
Справка
С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.