Цепочка навигации: Главная страница » Памятники » Памятник Медный Всадник в Санкт-Петербурге

Памятник Медный Всадник в Санкт-Петербурге

Памятник Медный Всадник (Санкт-Петербург)

Монументальный памятник Медный Всадник в Санкт-Петербурге – самый знаменитый конный памятник первому российскому императору Петру Великому. Одно из самых известных произведений скульптурного классицизма. Значимый символ Санкт-Петербурга.

Авторы создания памятника

Памятник создали группа авторов под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Модель конной статуи Петра выполнил скульптор Этьен Морис Фальконе в 1768—1770 г. Голову статуи лепила ученица этого скульптора — Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливку статуи осуществляли под руководством литейных дел мастера Василия Екимова. Её закончили в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.

Открытие памятника

Его установили по приказу Екатерины II. Торжественное открытие памятника состоялось на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 7 (18) августа 1782 года.

О фактах, связанных с созданием памятника

Памятник и сейчас считается одним из самых значимых символов города. А его создание окутано многочисленными легендами. С ним связаны интересные факты, многие из которых не известны широкой общественности.

«Медный Всадник» изготовлен из бронзы

Самый распространенный факт, который вызывает удивление. Это то, что «Медный всадник», несмотря на свое название, вовсе не медный. Его изготовили из бронзы. А такое название закрепилось за ним уже после выхода известной поэмы Пушкина А.С.

Не первый памятник Петру I

Это не первый памятник великому самодержцу. Еще при жизни царя-реформатора Бартоломео Растрелли создал «своего» Петра. Но этот памятник занял место у Михайловского замка лишь в 1800 году.

Место установки памятника

Сенатская площадь предназначалась для другого монумента. Парламент хотел увековечить в бронзе действующую императрицу. Екатерина II соблюла политес — сначала необходимо установить памятник великому реформатору! Конный памятник Петру I планировали открыть уже к 100-летию его вхождения на престол.

Поиск скульптора

Скульптора искали сообща с Дидро и Вольтером. Выбор пал на француза Этьена Мориса Фальконе не случайно. Он был главным художником Севрской фарфоровой мануфактуры. Являлся создателем «Грозящего Амура» и мастером рококо. Буквально грезил о масштабном искусстве. И эта его мечта сбылась в далекой России!

Выбор образа памятника Петру Великому

Как должен выглядеть памятник Петру I? Петр в образе Цезаря на коне с жезлом и скипетром? Так видела его образ Екатерина II. Или вариант Дидро — фонтан с аллегорическими фигурами? Фальконе рискнул оспорить эти замыслы. В итоге в контракте значилось лишь одно условие. То, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».

Изготовления лика Петра I

Скульптору не удавался лик Петра I. Фальконе лепил его трижды. Подмастерье скульптора Мари-Анн Колло справилась за с этой задачей за ночь. В работе она использовала прижизненную гипсовую маску, снятую еще Растрелли-старшим. Императрица одобрила работу Колло. И Фальконе признал соавторство своей двадцатилетней ученицы.

Модели для изготовления фигуры коня

Коня для самодержца в качестве модели искали в конюшнях графа Орлова. Причём, коня персидских кровей, как и Лизетта — любимая лошадь Петра I. Выбрали Каприза и Бриллианта. Многократно выбранные модели с гвардейским офицером в седле взмывали на дыбы, позируя скульптору.

О постаменте памятника

Сложнее всего было с постаментом памятника, который искали повсюду. Пришлось даже давать объявление в газету. О гигантском валуне в окрестностях Лахты сообщил крестьянин Семен Вишняков. «Гром-камень» весом около 2 тысяч тонн с большими сложностями доставили до столицы за десять месяцев.

Перемещение валуна под постамент

Операция удостоилась внимания всей Европы и императорской медали «Дерзновению подобно». До Финского залива валун перемещали на бревенчатой платформе по желобам с бронзовыми шарами. Дальнейший путь лежал через залив на специальном судне.

Фигура поверженной змеи под ногами коня

Вздыбленный конь и змея у подножия. Поверженная змея как победа Петра над противниками его реформ и врагами на поле боя. Работа русского скульптора, сына простого скотника Федора Гордеева. Практическая сторона символа, змея, стала третьей точкой опоры 10-метровой статуи.

ФОТО – Памятник Медный Всадник (Санкт-Петербург)

СПРАВКА

С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *